Некоммерческое партнёрство "Малая Медведица"
Автор: Ольга Низамеева
        Я долго думала, с чего начать разговор о традиционной народной кукле. И решила: я начну Беседу о народной традиционной кукле со знакомства с теми людьми, кто уже много лет занят этой темой, у кого душа болит за народную игрушку.
        С Федоровой Натальей Николаевной - чудесным душевным человеком, более 20 лет занимающейся народной северной игрушкой, я познакомилась в Тюменском музее изобразительных искусств. Она покорила мое сердце, когда искренне мне сказала, что считает, что создание кукол - сродни  рождению народа. Мы так увлеклись беседой о куколках, что совсем забыли о времени, музей уже закрыли, и мою верхнюю одежду передали охране….
        Наталья Николаевна согласилась приехать к нам на семинар по народной кукле, и прочитала замечательную лекцию о традиционной северной народной кукле. Она привезла свою сокровенную коллекцию кукол. Расшифровку этого материала с тюменского кукольного семинара, я думаю, мы сможем напечатать в будущем, в продолжение нашей беседы о традиционной народной кукле.
        У меня есть беспокойство, что традиционная народная кукла уходит, уступая место авторским куклам, по сути - сувенирам, и останется ли народная кукла традиционной народной куклой, зависит от нас.
        Что имеем, не храним, потерявши-плачем. Это народная мудрость, что «притча во языцах».

        А теперь слово Наталье Николаевне Федоровой, научному сотруднику Тюменского музея изобразительных искусств. Слово о народной игрушке - выдержка из материала Татьяны Северской из Югры. (
Миф в свернутом виде www.kominarod.bip.ru/php/news)
        "Если оглянуться на прошедший век, то мы увидим: тема игры была ключевой. К ней обращались все великие философы и писатели. Игра  основа жизни: проигрываются свадьбы, крестины, похороны. все ритуалы  своеобразные игры, и у каждого свои “игрушки”. Это серьёзно. Но если даже не углубляться в сакральные темы, вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек мало, просто живы были народные заповеди: игрушка  живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом. Конечно, в век штампованных бездушных пупсов и покемонов игрушка перестала нести такой смысл, но и сегодня в нормальной семье, не изувеченной цивилизацией, ребёнок пожалеет плюшевого мишку без лапы, не выкинет его.
        Народная северная игрушка  это особый мир, связанный с вхождением человека в жизнь. Он ещё очень уязвимый, слабый и беззащитный. И игрушка имела массу функций. Первая  оберега. Мальчику при рождении мастерили лук, маленький, но настоящий. Девочке  куклу, с которой она могла не расставаться всю жизнь.
        В моей коллекции кукол сохранилась одна из самых древних, у которой головка из утиного клювика. Это неслучайно: в обско-угорской мифологии водоплавающая птица связана с богиней плодородия, покровительницей женщин Калтащ. Считается, это она давала жизнь, решала, какой душе вселиться в тело новорождённого. Кроме того, у северного народа с птицей связано представление о душе, то есть о верхнем мире. А с водоплавающей, помимо этого, ещё и связь с нижним миром  землёй. Поэтому птичий клювик, частичка птицы  образ, в котором сконцентрировались все представления о мире.
        Кукла  это миф в свёрнутом виде. И важно, что этот образ водоплавающей птицы, у всех народов Севера основополагающий, заменял самую важную часть человека  голову. Потом уже в каждом регионе куклу наряжали по-своему: свои орнаменты, свои навыки. Но духовный символ  один. Со временем появилась ткань, головку куклы стали сворачивать из тряпочек. Но мировоззренческие запреты и условности оставались прежними  нельзя изображать лицо. Если нарисовать глаза, они уже смотрят. Кукла превращается в живую. Через глаза могут вселиться духи  не только добрые, но и злые. Они причинят вред ребёнку.
        Кроме того, у северных народов игрушки делались из любого подручного материала, потому что ничего нельзя выкидывать. Выкинешь косточку  обидится целое, живое. Кости птиц и рыб, дерево, шкурки, лапки, зобы и пузыри  все эти, казалось бы, ненужные вещи помогали ребёнку познавать мир. Из костей головы щуки, к примеру, получалась целая головоломка  каждая косточка на что-то похожа. Это  игрушка-загадка.
        Игрушка  благодатный, богатейший пласт культуры. В этом году мне показала мастерица Майя Покочева, молодая девушка, дорожную куклу-свёртку. Из платка за несколько минут сворачивается мягкая игрушка, её дают ребёнку в дорогу, такая кукла не сломается, не поранит малыша при тряске.
        Зоя Лозямова показала куклу из беличьей шкурки. Положишь  белочка: ушки, глазки, лапки, поставишь  кукла: лицо в обрамлении мехового капюшона, сах меховой с орнаментом. Эта кукла  просто произведение искусства.
        Было в этом году и потрясение. У северных народов существует запрет на изображение медведя. Он  человек, хозяин. Но на семинаре мне показали игрушку из утиного клювика со шкуркой. Шкурка свёрнута, как сворачивали на медвежьем празднике шкуру медведя, а сверху, как медвежья голова, лежит утиный клювик в платочке. Игрушка называется “Медведь”. Пока для меня эта игрушка  загадка, её ещё следует осмыслить". (
Цитата взята с информационного ресурса: Миф в свернутом виде www.kominarod.bip.ru/php/news)