Некоммерческое партнёрство "Малая Медведица"
        Семинар 2 ступени в Тобольске       
        30 марта - 1 апреля 2007 года

       Об обрядах, связанных с писанками
        Для чего пишется писанка    

        «…Раньше на беседах о Писанке мы много рассказывали об обрядах, которые связаны с Писанками, о весенних обрядах, об обрядах плодородия. Сейчас мне захотелось поисследовать, а как рождались эти обряды, из какого душевного движения. Ощущается, что в основе их  что-то очень простое, до чего мы дойти не можем, потому что не позволяем себе быть простыми, в этом мире нам нужно быть сложными. 
        Я предложила посмотреть в себя, почувствовать: если я строю дом, для себя, для своей семьи, хочу, чтобы в этом доме жили ладно и в достатке, чтобы его обошли воры и пожары – что тогда хочется сделать с писанкой? Была такая короткая задумчивость, взгляд в себя, а потом все разом сказали – положим в фундамент. Вот «история» обряда. Удивительно, но мы прошли так по нескольким обрядам, и поняли, что то душевное движение, которое нами в этих предложенных образах движет –  ничем не отличается, от того, что двигало нашими предками.
        Я начинаю чувствовать, что в основе обряда лежит что-то очень простое, оно настолько простое, что  я со своими мозгами, не всегда могу это вместить и просто воплотить в свою жизнь. Но если посмотреть в себя, в душу – но безошибочно повторишь тот образ, которой уже есть в обряде, пройдешь как по-написанному, потому что в основе его есть какая-то истина, основа…»

        Яна Крохалева (водящая семинара)

        «..Когда писалась Писанка – на какое-то дело, К примеру, на урожай, этот образ вкладывли в яйцо, в Писанку. При этом вкладывалась и жизненная сила, как в клубок, а потом это сила с записанного перетекала, разматывалась,  в землю, в   зерна, в посевы и до конца в урожай. Возможно, это перетекание из одного в другое и обратно. Собранный урожай давал человеку силу обратно.
То есть это взаимное поддержание человеком природы, природа давала жизнь человеку, и так бесконечно – где нет ни начала, ни конца, как у яйца.».
Н.
 
 
      Образ мирового древа в писанке
        «…Какая интересная тема оказалась – образ Мирового древа. То, что мы пишем в писанках, то, что во всех росписях и вышивках. Куда ни посмотришь  - оно везде. Значит, что-то в этом образе есть очень важное, что-то важное для каждого. Что это за миры, которые он соединяет, как эту мифологию применить к себе, увидеть что она для меня значит. Исходно я ощущаю, что тот мир, в котором я живу – не единственный. Что это за миры, которые в писанках мы видим – соседствуют с нашим? Как мы в них путешествуем? Мы можем предполагать, что наша душа путешествует по этим мирам. Но даже и в нашей теперешней жизни – мы проходим столько миров за жизнь – еще с  детства. Они разной плотности, разного устроения, мы проходим через них, проживаем. И я чувствую, что я частями себя остаюсь жить в этих мирах – может быть потому и не могу жить здесь и сейчас.
        И тогда это Древо -  я начинаю понимать, оно действительно не линейно, оно не просто соединяет три мира. Миров, наверное, множество, и все соединено и взаимосвязано. И через одну точку в этом мире, можно попасть в мир другой, а там эта точка  - листок, часть большой ветви. Раньше до меня это не очень доходило. Сейчас я вижу, что даже в моей нынешней жизни миров много. И даже если посмотреть вокруг – каждый человек – может быть точка в толпе, но он же – это целый мир, и через него можно смотреть в другие миры. Не совсем точно могу пока описать, не хватает обычного хода мысли, чтобы описать.
        Но становится интересно – почему мне тяжело охватить этот образ, а предки наши, видимо, его видели хорошо, если эти образы они с легкостью воплощали в вышивке, в росписи, в писанках…

         Яна Крохалева (водящая семинара)


       Об Оберегах
        «…Разговаривали об оберегах: что это вообще такое, как мы это понимаем, какие образы у нас есть, как эти образы в современном мире живут. Как вообще он «работает», что в нас защищает?
        Я вспомнила, как на позапрошлом Острове Саныч пришел на подворья и сделал обережек для девочки, которая болела. Он тогда сказал, что обережек не защитит от болезни или от холода. Но в нужный момент он подскажет, и это прозвучит как мысль в сознании: нужно поберечься, одеться потеплеее….
        Но я же эти мысли слышу сама и постоянно! Кто-то, или что-то, или я сама постоянно подсказываю себе: поторопись, не ходи, не забудь, не ходи сюда, остерегись,  будь здесь внимательна и т.д…  Но я часто этого «не слышу». Мысль приходит и уходит, меня не застав. Я ее не слышу, а вспоминаю о том, что мысль такая была только тогда, когда уже свершилась, например, неприятность, и я ее не избежала. Раньше, я помню, так было постоянно. Потом я стала внимательной и это мне стало сильно помогать в жизни. Но все равно это случается.
        Как же тогда я буду использовать оберег, если я даже себя-то не слышу!? Эти тихие подсказки не слышны за грохотом того, что в моем сознании происходит! Может, действительно поэтому, как Саныч пишет, обереги в этом мире стали не нужны? Потому что их некому слышать и незачем – «сами как-нибудь», грохот-то это решает другие задачи и они стали важнее. Я теперь по-другому понимаю эту мысль.
        Еще думали – обереги есть и такие которые вроде бы защищают тело, те, что на войне, например, спасали человека.  Или от  болезней. Но я тут так увидела: оберег может защищать и тело, но в конце концов он все-таки помогает именно душе. Если оберег спасает тело от смерти, то для того, чтобы душа его не покинула раньше времени, не ушла не решив своих задач. Если же задачи души в этом мире решены, то ей не нужно сохранять тело, тогда это будет помехой для ее движения дальше.
        Значит, оберег – это всегда оберег для души?...»

        Яна Крохалева (водящая семинара)

        «…Всё о чём говорили – всё кажется чем-то очень большим, и чем-то родным и давно забытым.
Становится понятнее, что такое обережье. Обережье, это что-то такое, без чего раньше не жили. Вижу, что возможно жить в таком мире, где живут обереги, и это желанный мир, мир души. Я хочу понять этот мир через писанку.
Я думал о семинаре, что мы напишем писанки, и образов больше никаких не было. Сейчас открывается во мне то, чего раньше не было в мировоззрении. Старый русский быт – это великое что-то, раньше так не виделось, а теперь через писанку понятно, что умели делать обереги…»
Г.
 
       
       
Роспись писанки
       
«…Когда писали последнюю Писанку, ставили задачу – понаблюдать, поисследовать как мы воплощаем образ, как течет наша мысль. Видим ли мы образ, который хотим воплотить, как мы его осознаем.
        Перед этой работой читали сказку Скомороха из «Обережья». И состояние было такое глубокое и тихое. Когда сели писать, была такая тишина, никто даже и не разговаривал почти, слышно было как дышим, тишина просто звенящая. И еще стали все время от времени вздыхать. Но такие вздохи  - не тяжелые, когда тяжело,  а как будто освобождение от тяжести происходит. Как будто душа расправляется от груза.
        По себе могу сказать – меня хватило ненадолго: удерживать мысли в том образе, который писала в Писанку. Хватило пока писала основу – белый развод, а потом мысли мои улетели в совсем другие степи.
        Есть помехи к тому, чтобы быть в одной мысли, в одной задаче, и не стекать с нее. И их нужно исследовать и убирать. И отслеживать само состояние и тогда, если я в нем, то сама Писанка несет в себе нужный образ, а я лишь его воплощаю, прорисовывая, проявляя его.
        Это еще хочется исследовать…»

Яна Крохалева (водящая семинара)
 
        «…Меня очень удивило, насколько в старину люди чувствовали природу, например, воду. Что для Писанки использовалась вода чистая, «немая», это значит, что она не несла никакой информации и не могла повредить или исказить Писанку. И вообще все предметы использовались новые, то есть полностью рождение нового мира, и ничто не могло внести чужеродное. И писанчарка должна быть в ровном состоянии, ее состояние тоже отражается в Писанке…»
Т.
 
 
        О Писанках
      
«…«Воспроизвести изначальную чистоту мира» - это как-то завораживает.  Стоит лукошко с Писанками, посмотришь на них и сразу вдруг  видно: а ведь правда, там только самое главное, основное, и ничего нельзя добавить – потому что все уже написано.
        Как же важна Писанка, если ее главное предназначение – напоминать об изначальном мире. И тогда, когда пишешь Писанку, будет и Ворошение и Очищение – когда все наносное отсечется, и Обновление.
        Писанка,  оказывается, очень, очень проста. Может, Писанка, это Истина, Иста? Тогда быть писанчарской гораздо более глубокая работа, чем я думала – ее задача видеть изначальный, истинный мир, и исцелять наш мир, показывая это людям.
        Это поражает меня больше всего. Дух захватывает. И страшно за мир, за жизнь, и одновременно надежда рождается.
        Мне стало видно простое: задача Писанки в том, что воспроизводить изначальную чистоту мира…»

        С.


О символике в писанке
«…Беседа о символике для меня была беседой о замысле, о том, как писанка помогает его увидеть, и принять себя вместе со всеми своими помехами, ошибками, и замыслом. Ведь помехи и ошибки – это всё проявления моего замысла. Что с ними делать, с помехами и ошибками – вопрос второй, даже не такой он, а такой: как помехи и ошибки использовать в воплощении своего замысла, как через помехи и ошибки понять свой замысел.
И о писанке ещё: это целый мир, и по сравнению с миром моей личности – он несоизмеримо огромнее, но мне туда путь может быть только сквозь личность, за ней скрывается этот мир, мир моей души…»
Г.
 
 
Малеванка
«…Вчера писали кто что хочет, это даже не писанка, а малёванка. Яйца расписывали и красили по слоям: накладывали один слой краски, рисуя воском там, где должна остаться и погружая в следующий слой краски. После последнего цвета снимали воск.
Тут для меня было открытие – я стёр воск с первого участочка яйца, а там, под воском открылось настоящее чудо – яркий рисунок живых цветов, и это было для меня неожиданностью. Там, на этом яйце, в нём открывался для меня новый мир, мир запечатлённых образов того, о чём я думал, что видел, когда рисовал по яйцу. И   мир этот оказался для меня притягателен, желанен, не смотря на то, что начинал я рисовать лишь для того, чтобы попробовать, как идёт рука, как ложится краска, даже с некоторым небрежением, что и видно в неровной линии, местами неаккуратно закрашенному лоскуточку единого цвета. Но мир этого яичка всё же тянет к себе тем, что я и сейчас живу образами в нём отраженными.
                         Местами неровная краска,
                         Неточный, кривой поясок,
                         Но схожи пята и носок,
                         И тянет глядется –
                                                       - как в сказку…»
А.
Писанка на гусином яйце
Роспись писанки: Смирнова Марина (г.Екатеритбург)
Писанка на гусином яйце
Роспись писанки: Крохалева Яна (г.Екатеритбург)